Новости

Счетная палата проверила детские колонии: их слишком много, а денег на ремонт слишком мало

 Воспитательные колонии (в народе «малолетки») в России всегда считались местом страшным. Самое большое число изнасилований и издевательств было именно здесь. Самые дикие порядки и правила — тоже здесь. Во многом это объяснялось тем, что заключенные-подростки отличались особой жестокостью, сидели по тяжелым статьям, и справиться с ними администрация колоний просто не могла. Но несколько лет назад атмосфера в «малолетках» резко изменилось. А недавно и вовсе ФСИН предложило реформировать их в воспитательные центры: педагоги вместо надзирателей, творческие студии вместо карцеров и главное — никакой жизни по «понятиям». На реформу из бюджета были выделены немалые деньги, но что из этого вышло? Счетная палата на днях провела проверку.

Об этом - интервью «МК» с аудитором СП РФ Сергеем МОВЧАНОМ.

- Долгое время шли споры - надо ли сокращать число воспитательных колоний или нет. А что думает по этому поводу Счетная палата?

- Количество несовершеннолетних осужденных за последние годы резко сократилось. Сейчас в воспитательных колониях содержится только около 2 000 человек. Однако установленный лимит наполнения остается неоправданно высоким. Среднее наполнение воспитательных колоний - 17,1%.

Проведенные нами расчеты показали, что при обеспечении хотя бы 80-процентного наполнения воспитательных колоний для содержания всех несовершеннолетних осужденных в 2011 г. потребовалось бы всего 12 учреждений вместо действовавших 46, в 2012 – 10, а в 2013 г. – только 9 колоний. При этом возможная экономия могла бы составить от более 2 млрд. рублей в 2011 г. до почти 3 млрд. рублей в 2013 г., а за весь проверяемый период – более 7,5 млрд. рублей.

- А почему все таки «лишние» колонии не закрыли?

- Постепенно это происходит. И это дело не одного дня. Однако, по нашему мнению, со стороны ФСИН требуются более эффективные действия по оптимизации их числа.

- Подсчитывали ли вы, сколько в среднем тратиться на содержание одного несовершеннолетнего преступника?

- Да, и хорошо, что вы об этом спросили. Для сравнения брали воспитательные колонии нового образца и детдома, расположенные в том же регионе. Согласно результатам проверки, среднегодовые расходы на одного воспитанника в колонии составляют свыше 1,5 млн. руб., а на одного ребенка в детском доме – 689,5 тыс. рублей.

- Может быть этой разнице есть какое-то логичное объяснение? Вы его нашли?

- Это в значительной степени обусловлено все тем же: очень низкой наполняемостью воспитательных колоний.

- А что значит вообще «воспитательные колонии нового образца»? Они без решеток? Напоминают санаторий, а не тюрьму?

- Нет, это, конечно же, не санаторий. В 2010 г. ФСИН России разработана модель воспитательного центра на основе европейских стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными. Модель предусматривает несколько требований: раздельное содержание осужденных в зависимости от степени криминальной «зараженности», введение дифференцированных условий отбывания наказания в зависимости от поведения, проведение социальной психологической и педагогической работы, увеличение штата специалистов отдела по социальной работе.

Апробация модели проводилась в 6 воспитательных колониях - Новооскольской, Можайской, Брянской, Алексинской, Канской и Белореченской и была согласована с Минюстом России (декабрь 2010 г.) и Генпрокуратурой (январь 2011 г.). Но порядок ее апробации, финансового и материально-технического обеспечения нормативными правовыми актами утвержден не был, что нарушает положения Концепции. Так, согласно Плану мероприятий в 2011 г. необходимо было изменить законодательство для регулирования вопросов эксперимента. А сама реорганизация воспитательных колоний должна быть проведена только в 2013-2016 гг.

- Ну разве это плохо, что благое начинание внедрили быстрее, чем планировали?

- Казалось бы, действительно, ничего плохого нет. Но преобразование осуществлялось за счет значительного сокращения расходов на капремонт остальных учреждений. Вот пример - в 2011 г. на ремонт преобразуемых колоний было израсходовано 71,9% от всех бюджетных ассигнований, предусмотренных на капремонт всех воспитательных колоний, в 2012 г. – 92,1%, в 2013 г. – 46,8%. В проверяемый период фактические расходы на капремонт преобразуемых колоний превышали расчетные потребности от 6 до почти 19 раз.

- То есть другие колонии вообще не получили деньги на капремонт?

- Именно. В 2013 году таких колоний было 10, в 2012 — 14. В ряде регионов ремонтные и строительные работы, запланированные к завершению в 2012 г., превысили установленные сроки более чем в 2 раза и продолжаются до настоящего времени.

Но даже эти средства расходовались не вполне продуктивно: 77 млн. рублей было потрачено на 9 колоний, которые потом были перепрофилированы в женские исправительные учреждения или вообще ликвидированы. В качестве примера можно привести Георгиевскую воспитательную колонию (Ставропольский край), в которой на строительство канализационной сети с коллектором в 2010 и 2012 гг. за счет средств ФЦП было израсходовано чуть более 18 млн. рублей. В настоящее время прорабатывается вопрос о ликвидации данной колонии.

- Шесть колоний преобразовано. А что с остальными? Их тоже сделают современными воспитательными центрами?

- ФСИН при создании модели воспитательного центра за основу взяли модель кантональной тюрьмы для несовершеннолетних, которая действует в Швейцарской Конфедерации. В государстве, имеющем довольно высокий уровень жизни и экономического развития, и, в то же время, низкий уровень преступности и небольшую территорию. В итоге не была учтена специфика России — огромные территории, особенность финансирования исправительных учреждений и т. д. А это надо было сделать обязательно. И вообще дальнейшее перепрофилирование колоний без проведения объективного анализа планируемых затрат и возможностей бюджетного финансирования, а также устранения установленных по результатам аудита недостатков, нужно признать нецелесообразным.

- Какие предложения внесла СП по итогам проверки?

- Во-первых, Минюсту и ФСИН предложено подготовить всю необходимую нормативную правовую базу для возможности функционирования воспитательных центров; во-вторых, рассмотреть вопрос о приближении лимитов наполнения воспитательных колоний к реальной численности содержащихся в них несовершеннолетних осужденных.

Ева Меркачева


25.01.2015